(передача азербайджанского радио)
И хотя Турианчайский государственный заповедник по площади – один из самых маленьких в Азербайджане – всего 12 тысяч 634 гектара, даже его очень трудно эффективно охранять, имея двух лошадей и один сломанный УАЗик.
О рации – говорить не приходится. О мобильных телефонах – тем более, хотя его имеет у нас каждый второй. Для нас – участников экологического «десанта» в заповедник, так и осталось загадкой – как при этом Турианчайский заповедник еще не разграблен браконьерами вконец.
Директор Турианчайского заповедника Сахиб Махмудов возлагает большие надежды на проект создания в Азербайджане национальных парков. И поэтому допытывался у профессора Матиаса Фройде – президента Брандербургского университета, приехавшего в заповедник снимать фильм, не войдет ли в этот проект и Турианчай. Профессор молчал, хотя, как сам признался, знал, где будет создан первый национальный парк. «Может тогда со светом и газом решатся проблемы» – не унимался Сахиб Махмудов. А гость, в свою очередь, видя его нетерпение, лишь улыбался в ответ, мол, все будет «о, кей». Мы, участники «десанта», тоже на это надеемся. Потому что ждать какой-то помощи от собственного правительства пока не приходится. Слишком много проблем. А у кого их нет. А ведь в Туриатчайском заповеднике произрастает 60 видов древесных и кустарниковых растений. Основные породы – фисташка туполистая, три вида можжевельника, ясень, каркас кавказский, гранат обыкновенный. Есть карагач, тополь, ива южная, ольха, лох и др. Здесь обитают кабан, бурый медведь, рысь, шакал, особенно много волков, так что для кабанов – проблема. В этом году егери видели двух косуль. Значит, места у нас тихие, спокойные, — говорит Сахиб Махмудов. Этот год отличится и нашествием змей. Их всегда было в этих краях достаточно, ну, а нынче. Даже старожилы-егеря не помнят такого. Недавно видели огромную гюрзу. «Вот бы создать здесь змеепитомник и яд собирать», — говорит Сахиб Махмудов, — «какая прибыль была бы. Да никто об этом не думает».
Проблема всех заповедников – это браконьерство. 60 дел мы передали в Агдашский районный суд, — говорит директор Турианчайского заповедника. Приняты решения, однако их никто не выполняет. И поэтому беженцы, поселившиеся в заповеднике, чувствуют себя здесь вольготно, вырубают деревья, стреляют животных. Видя такую безнаказанность, и местные жители рвутся в заповедник.
Уезжали мы из Турианчайского заповедника с тяжелым сердцем. Вокруг такая красота – дух захватывало. Но не только от красоты, но и от того, что все это может быть потеряно для будущих поколений.