в том случае, если она загрязнена нефтью…
Напомним нашим читателям, что в 238-м выпуске газеты «Зеркало» за 27 декабря 2007 года была опубликована статья «Кровь Земли», где была подана часть материалов журналистского расследования о жизни жителей нефтезагрязненных земель Балаханы. Мы решили продолжить эту тематику и рассказать нашим читателям и потенциальным покупателям домов и земель о страшных последствиях соседства с нефтью, а также ознакомить с мнениями врачей, ученых-экологов и лиц, ответственных за сохранение экологической стабильности и социальное благополучие граждан нашей страны. Итак… Кто и почему строит дома в столь вредных для здоровья людей местах? Какова позиция местных органов, призванных обеспечивать жилье граждан в экологически пригодных местах, и какова цена «дешевой земли»? На эти и другие вопросы мы пытались найти ответы в ходе нашего расследования.
БЕДНОСТЬ — НЕ ПОРОК?
… Путь к дому Адалята проходил через двор, где даже невооруженным глазом было видно, что очистка земли от нефти была проведена самими жителями, т.е без соблюдения должных требований. Черные пятна мазута виднелись сразу в нескольких частях небольшого дворика. Деревянный забор, недостроенный домик, очень не по-зимнему одетые маленькие дети, играющие во дворе, где пейзаж «скрашивают» только работающие буровые установки. Вот такая грустная картина предстала перед нашим взором… Адалят уже как месяц живет со своей семьей в доме, который купил без документов. Он говорит, что предпочитает жить среди нефтяных скважин, чем оставаться квартирантом на чужой квартире. «В этом современном мире мы живем не по-человечески, если говорить начистоту. Но мы живем… А что нам делать?» — говорит он. По словам нового жителя Балаханы, бедность и отсутствие необходимых средств заставили его купить землю в этой местности. «Мы были вынуждены. Денег было очень мало. На что хватило средств, то и приобрели», — отмечает он.
Адалят и его семья испытывают трудности с газом и с электричеством, потому-то очень часто болеют дети. По словам Адалята, он не помнит (а может, просто не хочет говорить!) имени человека, у которого он без документов приобрел дом в столь вредном для здоровья месте. Однако он вполне осознанно сделал этот шаг, ибо у него не было 3-5 тысяч долларов на приобретение земли с документами в более пригодном для проживания месте. На вопрос, а что он будет делать в случае, если его отсюда выселят? Он ответил:»Что я сделаю в случае, если меня выселят? Мне идти некуда… Пойти поселиться на улице, что ли? Как будто бы вы не граждане Азербайджана и не знаете, как у нас выдают документы».
Три года назад в поселок Балаханы из Забрата по этим же причинам переехала Рейхан Мансимова. До этого она 15 лет снимала квартиру. Теперь у нее есть дом, однако по соседству с нею нефтяные промыслы. «Где же нам жить? У нас хватило средств только на то, чтобы купить, что мы купили. В других же местах очень дорого, невозможно договориться. В настоящее время и здесь земля уже подорожала». Обе семьи сообщают о том, что приобрели землю за деньги. К тому же сообщают, что ежемесячно уплачивают деньги за электричество и газ. Однако у них нет документа, подтверждающего их собственность на построенные домишки. На вопрос, прописана ли Рейхан ханум по месту проживания, она ответила:»Знаю, что нужно прописываться. Но у меня нет столько денег, сколько просят. Несколько тысяч долларов… Откуда они у меня?» По их словам, в новопостроенных домах вообще ни у кого нет документов и, соответственно, регистрации. И Рейхан ханум испытывает трудности с газообеспечением и водоснабжением. Соседство же с нефтью ее не очень беспокоит. Она знает о вредном воздействии нефти на здоровье человека, однако говорит, что нефтяные вышки были здесь задолго до строительства ее дома и они ее особо не беспокоят. Что же касается экологической ситуации вокруг ее дома, то, по словам Рейхан Мансимовой, очистить так называемое нефтяное озеро вокруг ее двора пришлось им самим, для этого они пригнали трактор и заполнили землей загрязненные участки. В отличие от других соседей, Рейхан Мансимова имеет оценочный документ на землю, выданный частной фирмой, хотя, как нам удалось узнать впоследствии, данный документ не является юридическим документом, определяющим собственность частного лица на землю или дом.
МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ В БЕЗВЫХОДНОЙ СИТУАЦИИ
По этому поводу мы решили побеседовать с председателем Объединения социально-экономического развития Балаханы Интизамом Гулиевым, который также выразил обеспокоенность по поводу вредного воздействия нефтезагрязненных земель на окружающую среду. «Основной проблемой в нашей местности является большая радиактивность нефтезагрязненных земель. Жители поселка сильно страдают именно из-за этого. Среди населения распространены онкологические и другие опасные болезни. Особенно сильно подвержены отрицательному влиянию радиации женщины и дети». По его словам, не только приезжие покупатели, но и исконные жители Балаханы покупают нефтезагрязненные земли. «Да, эти земли продаются, поскольку у жителей Балаханы есть потребность в том, чтобы приобрести эти земли. По истечении какого-то промежутка времени семьи, как правило, увеличиваются. Не секрет, что в сельской местности в основном живут семьи многодетные.
Дети вырастают, сами обустраивают свои семьи, строят новые дома, рожают детей, и все возвращается на «круги своя». Однако это неправильно, что они начинают новую жизнь на землях, которые загрязнены нефтью… Те, кто покупает землю в Балаханы, либо не понимают, что жить в радиоактивно опасной зоне нельзя, либо у них нет другого выбора… В будущем они или их дети непременно пострадают от радиации, поэтому считаю, было бы более правильным предотвратить это явление».
«ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ «БОГУ РАДИАЦИИ»
В период, когда люди еще поклонялись множеству различных богов и божков, было принято приносить жертвоприношение. Например, в Древнем Египте приносили в жертву молодую девушку крокодилу, который олицетворял какое-то древнее божество. Но чтобы ныне приносились жертвы и причем осознанно, это уже слишком…Нашей собеседницей стала жительница Балаханы, учительница химии и поэтесса Зарифа Асланова, которая поведала нам грустную историю о том, как радиация унесла жизни всех ее близких и родных. «Наша семья, как ни одна другая в округе, на себе испытала пагубное воздействие опасного соседства с нефтезагрязненной землей. Сначала от онкологического заболевания скончался отец, потом мама, сестры и молодой брат. Затем я похоронила мужа, умершего в 44-летнем возрасте от рака мозга… А говорят, что балаханинцы с детства впитали в себя этот воздух и он уже на них не действует…»
Неблагоприятная экологическая обстановка в Балаханы и высокий уровень онкологических заболеваний подтверждаются высказываниями заместителя главного врача 22-й поликлиники Гасана Алиева:»К сожалению, не только эта семья так сильно пострадала от влияния радиации… После долгого проживания на этой земле постепенно проявляются различные болезни. В последние годы число онкологических больных в нашем поселке растет, и болезнь молодеет».
«СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ!»
Галиба Амруллах гызы, 65 лет, живет в Балаханы и также потеряла из-за рака своих родственников, которые работали на нефтяных промыслах. Она крайне обеспокоена экологической и социальной обстановкой в поселке, халатным отношением ответственных структур к своим обязанностям, фактами коррупции при решении земельных и социально-бытовых проблем граждан. Историк Диляра Алигулиева взывает к милосердию структуры, ответственные за сохранение исторических памятников поселка Балаханы, а также крайне опасных мест для проживания людей. По ее словам, уже продаются не только экологически вредные земли вблизи промыслов, но и земли, где проживали исторические деятели, где находятся древние исторические памятники, которыми являются территория вокруг исторического комлекса Янардаг, крепости Балаханы, нефтяных амбаров. Она также пытается объяснить своим односельчанам, что крайне опасно покупать и строить дома на амбарах, глубина которых более 50 метров. А вот председатель муниципалитета Балаханы Джаваншир Мамедов считает нормальным соседство людей с промыслами. По его мнению, у поселка есть своя древняя история. «Балаханы издревле поселок, где добывалась нефть. В нашем дворе имеются четыре нефтяные скважины. Тогда были и теперь есть… Скважины ликвидированы, а жизнь продолжается… Что же касается окружающей среды и ее негативного воздействия на здоровье жителей, то она на самом деле в очень плохом состоянии. Здесь и дым от мусоросвалки, и нефтезагрязнения, и другие факторы, которые так или иначе не радуют».
Он также отметил, что, несмотря на утвержденную президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым программу социально-экономического развития Баку и окрестных сел столицы, предполагамая рекультивация нефтезагрязненных земель в Балаханы практически не проводится. Может быть, в будущем посредством чьей-то помощи можно будет наладить это нужное дело… По словам Дж.Мамедова, у населения нет возможности купить землю в лучшем месте, поэтому они вынуждены брать свободные земельные участки на территории бывших промыслов, строить там дома и жить.
МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
По словам и.о. заведующего экологической политикой Министерства экологии и природных ресурсов АР Расима Саттарзаде: «Нефтезагрязненные территории на Абшероне очищаются, и эта работа будет активизирована. Министерством проведены исследовательские работы по планированию работ по рекультивации, подготовке карт для проектирования, подготовлен план мероприятий по улучшению экологического состояния на Абшероне. В сентябре 2007 года президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым утвержден комплексный план мероприятий в 2006-2008 годах по улучшению экологического состояния в Азербайджанской Республике. В плане указано, кто, когда и что именно будет выполнять. Что касается строительства домов в более пригодных для жизни местах, то это зависит от самого населения.
Я бы не сказал, что это всегда происходит неосознанно, не у всех развито экологическое мышление. Они захватывают земли и сами создают на этих землях зоны для проживания. Однозначно — это негативный фактор. Очистка земель не означает стопроцентного очищения! В будущем, в зависимости от использования этих земель, могуть быть применены дополнительные очистки. Нет необходимости очищать землю на все сто процентов. Но жить на земле, вовсе неочищенной, строить дом и растить детей считаю нецелесообразным. Ныне Министерство экологии и природных ресурсов республики большое внимание уделяет сфере экологического просвещения, повышению экологического сознания среди населения, поскольку невозможно достигнуть положительного эффекта одними только запретами. Во-первых, нефтезагрязненные земли не должны выдаваться населению. Во-вторых, они не должны захватываться незаконно. В-третьих, если даже земли будут выдаваться, население должно от них отказываться. Вред, наносимый нефтезагрязненными землями на окружающую среду, — это одно бедствие! Намного ужаснее то, какое пагубное воздейсвтие эти земли оказывают на здоровье наших граждан».
По словам главного специалиста Управления экологии ГНКАР Азера Алиева: «Промысловые зоны, находящиеся в пользовании у ГНКР, были выделены Государственной нефтяной компании государством с целью нефтедобычи и по сегодняшний день остаются в ведении компании. ГНКР в свою очередь вышедшие из строя промысловые участки после очистки будет возвращать государству. Что касается строительства домов на промысловых участках, используемых компанией, — это незаконно. Естественно, незаконно построенные дома будут рассматриваться в соответствии с требованиями законодательства. По решению суда те, у кого нет соответствующих документов, подлежат сносу».На вопрос, кто несет ответственность за будущее людей, приобредших участки на нефтезагрязненных землях, Азер муаллим ответил:»В том, что эти земли были переданы гражданам, есть много неясного. Во всяком случае, либо местные муниципальные структуры, либо работники исполнительной власти превысили свои полномочия и продали эти земли».
По словам заведующего лабораторией Института радиационных проблем НАНА, председателя НПО «Рузгар» доктора Ислама Мустафаева, даже после очистки эти земли во многих случаях не пригодны для проживания человека. «Я однозначно могу сказать, что многие из этих территорий не отвечают санитарным нормам, поэтому неправильно до очистки передавать их в пользование населению. Даже уровень очистки этой земли разный. Например, для выращивания растений и культур — одни требования к очистке, для строительства завода — другие, для технических целей, строительства дорог — третьи и т.д. Для проживания людей на данной территории обязательно должна быть проведена специальная степень очистки. На территории Балаханы, Сураханы, Сабунчи и некоторых других населенных пунктов столицы нефтяные вышки находятся в непосредственной близости от жилых массивов. Эти вышки работают более полувека и, естественно, пагубно влияют на окружающую среду местности. Ни в коем случае нельзя строить дома в местах, не отвечающих никаким санитарным нормам. Конечно же, теперь, когда в нефтезагрязненных районах по различным причинам нашли приют беженцы, вынужденные переселенцы и другие люди, говорить о повторном их выселении с социальной, экономической точек зрения было бы неправильно. Нужно было подумать об очистке этих земель до выдачи их гражданам…» И.Мустафаев считает, что, несмотря на реализуемые национальные программы по социально-экономическому развитию, устойчивому развитию, снижению бедности и практическую работу по рекультивации земель в Балаханы и в целом на Абшероне, проблема пока еще ждет своего разрешения. «У нас в стране для этого есть все необходимые условия. Прибыль от нефтяного контракта вот уже который год поступает и к 2011 году достигнет максимума — до 40 миллиардов долларов. Важно, чтобы все необходимые программы были подготовлены вовремя, чтобы избежать экологической катастрофы и более сложных проблем. При этом Институт радиационных проблем и другие научные центры Национальной академии наук Азербайджана готовы приложить максимум усилий для подготовки необходимых программ».
«ХОЧУ УВИДЕТЬ РОДНОЙ БАЛАХАНЫ ЗЕЛЕНЫМ!»
В целом же со дня создания Управления экологии на территории управления нефтегазодобычи были проведены рекультивационные работы на территории промыслов, вышедших из пользования, говорит А.Алиев. В соответствии со сметой были рекультивированы и озеленены земли общей площадью 3.8 гектара. По его словам, в 2007 году практически завершена работа по созданию карты нефтезагрязненных территорий Абшерона, которая в процессе рекультивации земель будет обновляться. Проведен мониторинг и утвержден план мероприятий по рекультивации 410 гектаров в Балаханы и в целом по Сабунчинскому району.
Будущее поколение поселка Балаханы хочет видеть свой поселок в «зеленом цвете». Это не только желание ученицы 11-го класса школы N 259 поселка Балаханы Афсаны Гараевой, но и многих других ее сверстников. «Люблю природу, очень люблю зеленые насаждения, однако у нас в поселке деревьев очень мало. Можно сказать, их вообще нет… Хотелось бы дышать не нефтью и газом, а чистым воздухом. Чтобы и у нас было побольше зеленых парков».
Источнк: Газета «Зеркало», Сб., Янв.19, 2008