О них рассказывает доктор химических наук, профессор, руководитель лаборатории Национальной академии наук, председатель экологического общества «Рузгяр» Ислам Мустафаев
— Наряду с научной деятельностью, известной в Азербайджане и за ее пределами, вы возглавляете экологическую организацию «Рузгяр». Каковы ее цели и задачи, над осуществлением каких актуальных проектов вы сегодня работаете?
— Вам должно быть известно, что «Рузгяр» является одной из первых неправительственных экологических организаций в Азербайджане, которая была создана в 1996 году.
Если я не ошибаюсь, до нас были зарегистрированы Движение зеленых Азербайджана и Союз экологов Азербайджана, да еще в советский период была учреждена организация — Общество охраны природы. Поэтому наша деятельность носила общий характер, не была сконцентрирована на отдельном направлении охраны окружающей среды.
Главная миссия организации «Рузгяр» — создание общественного движения за охрану окружающей среды. Одной из особенностей нашей организации является то, что подавляющее большинство основателей и членов организации — это ученые разных специальностей, занимающихся экологическими, юридическими, социальными, экономическими, инженерными и другими вопросами охраны окружающей среды.
По истечении 10 лет мы можем сказать о приоритетных направлениях деятельности организации. Это охрана окружающей среды в нефтяной промышленности, борьба с опустыниванием, предотвращение химического загрязнения окружающей среды и управление водными ресурсами. За последние 3 года преимущественно занимаемся водными проблемами и химическим загрязнением окружающей среды.
— Охрана окружающей среды и устойчивое использование ее природных запасов — дело и государственных организаций, а также гражданских объединений, бизнес-структур и СМИ. Как обстоит дело в этой сфере? Можем ли мы говорить, что партнерство — самый лучший путь более эффективной защиты флоры и фауны страны?
— Однозначно мы можем утверждать, что партнерство и сотрудничество в деле охраны окружающей среды является важнейшим фактором, особенно для тех стран, экономика которых переживает трудности переходного периода. Гражданское общество только формируется, муниципалитеты еще не получили полное право на управление хозяйственной деятельностью и имуществом, относительно недавно произошли земельные реформы, произошли дезинтеграция систем энергетики и промышленности и другие изменения. В этих условиях, думаю, больше всех страдает фауна и флора. Единственным путем защиты природных богатств в этих условиях, на мой взгляд, является развитие межсекторального и межведомственного партнерства, географические масштабы котоpого должны охватить не только отдельные страны, а целые экосистемы, независимо от того, какие границы эта экосистема пересекает.
— Сегодня все здравомыслящее человечество беспокоит проблема глобального потепления. Во многих цивилизованных странах при разработке программ развития наций на ближайшее и далекое будущее, наряду с принципами устойчивого развития, учитываются и возможные последствия глобального потепления. Насколько серьезна эта проблема для Азербайджана? Какие меры необходимо предпринимать для снижения риска или устранения последствий глобального потепления?
— Сейчас уже однозначно подтверждено, что, по сравнению с прединдустриальным периодом температура на земной поверхности повысилась в среднем на 0,8 градуса. Прогнозы по различным сценариям показывают, что в этом веке повышение температуры по всему миру будет составлять в пределах 1,5-5,8 гpадуса, для Европы эта цифра равна 2,1-4,4 гpадуса, для Азербайджана ожидается потепление в пределах 4,3-5,1 гpадуса до 2080-2100 годов. Как видно из этих цифр, ситуация достаточно серьезная. Необходимо предпринимать меры, с одной стороны, для уменьшения скорости антропогенного компонента этого процесса, с другой — адаптироваться к новым климатическим условиям.
Все человечество обеспокоено этим явлением и не случайно по данному поводу подписана Международная конвенция по изменению климата. Азербайджан ратифицировал ее в 1995 году. В рамках Конвенции в Азербайджане подготовлено первое Национальное сообщение, теперь готовится второе. Завершен проект по оценке потенциала для выполнения обязательств страны перед Конвенцией, проект ТАСИС по Механизму чистого pазвития, и в настоящее время продолжается эта деятельность по различным Международным и Национальным программам. Ведь проблема глобального потепления очень тесно связана с другими глобальными экологическими проблемами, такими, как опустынивание, деградация биоразнообразия.
Сейчас в стране делаются определенные шаги по комплексному решению этих глобальных экологических проблем, поскольку здесь имеется очень много пересекающихся проблем. Например, практические работы по расширению лесов являются существенным шагом в одновременном решении всех трех проблем, или же применение альтернативных энергоисточников, усовершенствование гидротехнических сооружений и т.п. — Земля веками верно служила людям, создававшим свои очаги, занимавшимся сельскохозяйственной деятельностью, развивавшим домашний скот. Войны, бурное развитие экономики и природные катаклизмы существенно влияли и продолжают отражаться на состоянии Земли, последствия которых отражаются на состоянии здоровья людей, животных и птиц, в целом экосистемы. Каково экологическое состояние земель в Азербайджане? Какие из факторов, влияющих на ухудшение состояния земель, наиболее существенны?
— В настоящее время около 3700 тыс. га из всей имеющейся в Азербайджане (8641506 га) земли подвержено деградации. Основными причинами этого процесса являются водная эрозия (82%), ирригационная эрозия (7,6 %) и ветряная эрозия (10,4 %). Больше всех эти процессы произошли в густозаселенных зонах Кура-Аразской низменности, на Абшеронском полуострове и в Нахчыванской Автономной Республике, где имеется развитое сельское хозяйство. По данным на 2002 год, более чем 1100 тыс. гектаров орошаемых земель подвергнуто засолению и засолонцеванию. В результате в сильно засоленных землях продуктивность снизилась до 65-75%, в среднезасоленных землях — до 20-40%, а в слабозасоленных землях до 10-20%.
В Азербайджане более 80% сельскохозяйственной продукции выращивается на орошаемых землях. Инфраструктуры для орошения — водохранилище и каналы часто стимулируют процесс деградации земли и требуется коренное изменение этих инфраструктур и реконструирование их в соответствии с международными стандартами. Дело в том, что экологические процессы взаимосвязаны и стимулируют друг друга. Так, например, деградация земель — опустынивание стимулирует процессы деградации биоразнообразия, а это в свою очередь приводит к изменению климата.
Конечно, есть и обратная связь. Кстати, в предыдущем вопросе вы спросили о мерах, предпринимаемых для смягчения негативных последствий этих глобальных экологических явлений. Только за последние 5 лет разработаны более 7-и Национальных и Государственных программ — по снижению бедности, развитию лесов, устойчивому развитию, развитию регионов, летне-зимних пастбищ, альтернативных источников энергии, оздоровлению абшеронских озер и создается определенный потенциал на системном и институциональном уровнях. Теперь необходима реализация запланированных мероприятий с использованием финансовых источников международных институтов, Государственного нефтяного фонда и т.п.
— Азербайджан в 1998 году ратифицировал Конвенцию ООН «По борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и (или) опустынивание», подписанную в Париже. Как, по вашему мнению, выполняются в нашей стране условия этой конвенции?
— Экологическая организация «Рузгар» аккредитована в Секретариате этой Конвенции как представитель неправительственных организаций Азербайджана. Наши специалисты и эксперты вовлекались практически во все проекты, осуществляемые по данной проблеме. Мне известны завершенные проекты по информированию заинтересованной общественности по проблемам опустынивания, самооценки потенциала для выполнения обязательств перед Конвенцией и текущий проект по созданию Национального плана действий, в котоpом предусмотрены важные задачи по ведению борьбы с опустыниванием и их реализация.
Конечно же, выполнение Плана действий приведет к положительным результатам. Проводимые практические работы по расширению лесов, усовершенствованию мелиорационных мероприятий в конечном итоге приведут к предотвращению деградации почв. Но необходимо ускорить эту деятельность, поскольку очень длительное время скорость деградации почв гораздо превышала эффективность противодействующих мероприятий.
— Вы часто напоминаете о взаимосвязи глобального потепления климата и деградации почв с проблемой сохранения биоразнообразия. Как обстоит дело с сохранением как раз биоразнообразия в Азербайджане?
— В стране регистрированы более 4 тысяч разновидностей растений и 18 тысяч представителей животного мира. В Красную книгу Азербайджана включены 14 видов млекопитающих, 36 видов птиц, 5 видов рыб, 13 видов амфибий — рептилий и 40 видов насекомых. Экологическое равновесие в природе зависит от разновидностей биоразнообразия, т.е. есть необходимость сохранения и обогащения биоразнообразия для обеспечения природного равновесия. За последние 50 лет из-за природных и антропогенных воздействий (глобальное потепление, деградация земель, уменьшение растительности и др.) условия для сохранения биоразнообразия значительно ухудшились.
Однако принятые меры по созданию системного и институционального потенциала путем ратификации Конвенции по биоразнообразию, принятие около 10 законов и 16 нормативно-правовых актов, нескольких национальных программ, таких, как расширение лесов и охраняемых территорий, пастбищ, развитие регионов и др., стимулируют решение проблем сохранения биоразнообразия.
— Какие научнообоснованные рекомендации подготовлены азербайджанскими учеными и представлены в международные организации по устранению загрязнения рек Кура и Араз, предотвращению возможных пожаров на неконтролируемых территориях, а также опасности для здоровья человека, флоры и фауны функционирования и создания в регионе радиолокационных и даже атомных электростанций?
— Вы сразу затрагиваете несколько наболевших вопросов, решение которых зависит не только от азербайджанских ученых. Эти очень важные региональные проблемы и их решение требует тесного сотрудничества и создание потенциала на системном уровне. По поводу трансграничных вод Кура и Араз отмечу, что Азербайджан ратифицировал водные Конвенции, и для эффективного сотрудничества необходимо, чтобы соседние страны также ратифицировали эти документы.
Есть новый и, на мой взгляд, более влиятельный системный потенциал, это Европейская политика соседства, которая подписана всеми тремя странами Южного Кавказа. В этом документе очень много задач, относящихся к управлению водными ресурсами, и их выполнение облегчит решение данной проблемы. Мне кажется, важным этапом решения данного вопроса является применение гармонизованных международных стандартов к управлению водными ресурсами Кура и Араз. В этом плане значительная работа выполнена программой сотрудничества Фонда Евразии и ожидается поддержка ученых к реализации разработанных предложений. Думаю, что проблема с пожарами в неконтролируемых территориях Азербайджана не предмет для исследования ученых, а экотеррористический акт, и виновники должны быть наказаны правоохранительными органами.
По поводу радиолокационной и атомной станций я должен сказать, что необходимо провести высококвалифицированную санитарно-экологическую инвентаризацию и мониторинг с участием представителей всех заинтересованных сторон, а потом на основании результатов прийти к общему итогу. В данном вопросе безответственно сказанное каждое слово затрудняет рациональное решение вопроса. Обсуждение работы РЛС или же атомной станции на любительском уровне может создать путаницу в международной общественности.
Я защитил кандидатскую и докторскую диссертации по специальности радиационная химия (причем первый кандидат наук по этой специальности в стране), работал в ведущих Институтах бывшего Советского Союза по данной отрасли, несмотря на это затрудняюсь сказать конкретное слово о степени радиационной опасности этих установок в данный момент. Я проходил стажировку в Национальной лаборатории по радиационному мониторингу в Алабаме (США) и знаю, какие работы надо выполнять для проведения подробного радиационного мониторинга, например РЛС. Без выполнения этих исследований однозначно утверждать о степени влияния РЛС на определенные зоны нашего региона очень трудно. Тем не менее, я понимаю, что вопросы здоровья населения региона и состояние окружающей среды должны стоять выше всяких политических амбиций. Надеюсь, что под давлением прогрессивной общественности подобные вопросы в регионе в скором времени будут разрешены.
— Какова, по вашему мнению, роль СМИ в деле экологического просвещения населения. Ваши пожелания по развитию национальной экожурналистики в стране?
— Роль СМИ в организации общественного движения за охрану окружающей среды неоценимо высока. Чуть меньше 50% земли в Азербайджане приватизировано или же передано муниципалитетам, управляется отдельными лицами и органами самоуправления, которые забыли традиции управления частным земледелием за 70 лет советского периода. В стране реализуются глобальные транспортные проекты, площадь которых охватывает сотни тысяч гектаров. В этих условиях только путем убеждения, информирования, просвещения широкого круга населения можно сохранить очень богатую фауну и флоры страны. Главным средством для организации этой пропаганды, я думаю, являются СМИ. Мы 2 года тому назад изучили потенциал и роль СМИ для решения экологических проблем в Азербайджане. В стране публикуются более 500 газет, имеется 6 центральных и более 20 региональных телеканалов и достаточно много радиопрограмм.
Однако с сожалением следует отметить, что потенциал специализированных СМИ в области охраны окружающей среды еще недостаточен для решения этих задач. Необходимо часто организовывать тренинги, обмен опыта и курсы повышения квалификации для экожурналистов, проводить тематические конкурсы и т.д. В этом плане периодически проводимые конкурсы Министерством экологии и природных ресурсов имеют большое значение. Необходимо создавать специальные периодические экологические рубрики в центральных и региональных телеканалах, газетах и журналах
Опубликовано в газете «Зеркало»
Oбщество
Ср. , Мар. 14, 2007