На прошлой неделе организация «Трансперенси интернэшнл» опубликовала свой доклад «Барометр коррупции за 2013 год». В рамках подготовки доклада ею было опрошено 114 000 человек в 107 странах об их столкновениях с проявлениями коррупции, об учреждениях и секторах, которые они считают наиболее коррумпированными, и об их представлении о собственной роли в борьбе с коррупцией.
«Барометр» указал на ряд тенденций, включая высказываемое респондентами мнение о том, что во многих секторах коррупция растет. Он также призвал правительства укрепить системы обеспечения подотчетности и ужесточить стандарты проведения закупок и распоряжения государственными финансами.
Согласно данным опроса этого года, 27% респондентов указали, что они давали взятки в прошлом году, что приблизительно равно показателю, зафиксированному в докладе за 2010/2011 годы (26%). Это означает, что более четверти опрошенных сталкивались с проблемой взяток.
В опросе задавался дополнительный вопрос: если респондент заплатил взятку, то по какой причине? В 40% случаев наиболее частым ответом было: «чтобы ускорить дело». Я считаю, что столь высокий уровень взяток за ускорение дела указывает на тревожную проблему соучастия: лицо, дающее взятку, может чувствовать себя вправе рассчитывать на более быстрое обслуживание за счет других.
Хотя многие из отмеченных в докладе тенденций могут быть подтверждены фактами, собранными в ходе некоторых расследований Всемирного банка, мы также часто отмечаем наличие коррупции в менее откровенных сделках, и, сосредоточивая внимание лишь на взятках, мы порой упускаем из виду значительную часть проблемы. Поэтому я с удовлетворением отметил, что в докладе результаты анализа были сбалансированы упоминанием менее заметных средств оказания влияния.
Например, респондентам задавался вопрос о важности личных контактов или отношений при решении вопросов с представителями государственного сектора. 65% опрошенных ответили, что личные контакты и/или отношения «важны» или «очень важны». Столь высокий показатель вызывает тревогу, поскольку необходимые управленческие и гражданские задачи, такие как подача налоговых деклараций, регистрация бизнеса и получение лицензии на транспортное средство, решаются наиболее эффективным образом, когда они являются стандартными и обезличенными.
Мы склонны считать коррупцию чьей-то чужой проблемой, чем-то, с чем сталкиваются люди в далеких странах, где «просто так принято вести дела». Это мнение является распространенным, но неправильным. Обычно коррумпированными являются конкретные люди, а не страны или компании, а взяткодателей можно найти повсюду. Из 503 компаний, лишенных права сотрудничать со Всемирным банком, 262 находятся в промышленно развитых странах. Коррупция возможна где угодно, и основной вопрос заключается в том, что можно сделать для уменьшения коррупционных рисков?
Правоохранительные меры имеют большое значение. Коррупция обирает бедных, поэтому любые ответные меры в отношении коррупции должны учитывать также интересы людей, которые несут связанные с ней издержки. 1,2 миллиарда человек живут сегодня в условиях крайней нищеты. Каждый доллар, отнятый у них коррупцией и слабым управлением, уменьшает их шансы воспользоваться выгодами, создаваемыми экономическим ростом для всего населения. Им приходится выбирать, на что потратить их скудные средства, например, на покупку продуктов питания или же на взятку медработнику, чтобы он оказал больному ребенку медицинскую помощь. Однако правоохранительных мер недостаточно.
Согласно расчетам Всемирного банка, ежегодно в виде взяток выплачивается до 1 триллиона долл. США.Группа по вопросам прогресса в Африке под председательством бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана подсчитала, что Демократическая Республика Конго потеряла 1,35 млрд долл. США – два годовых бюджета сфер здравоохранения и образования – всего лишь в пяти сделках по продаже природных ресурсов по заниженным ценам. Если бы эти средства были сохранены и использованы надлежащим образом, выгоды для беднейших людей мира были бы огромными.
В 2012 финансовом году Всемирный банк выделил 4,19 млрд долл. США в виде кредитов и займов на оказание помощи странам в повышении эффективности работы государственного сектора и укреплении подотчетности. Мы помогли правительству Малави удалить из ведомостей на выплату заработной платы 5 000 фиктивных работников, что позволили сэкономить достаточно денежных средств для увеличения числа учителей начальной школы на 10%. Мы также помогли обучить журналистов из 22 суданских СМИ контролю над государственными бюджетами, что позволяет им «отслеживать деньги» и повышать подотчетность. Совместные действия, объединяющие правоохранительные меры и пропаганду с укреплением системы управления и обеспечением подотчетности, дают результаты.
На глобальном уровне уже заметна отдача от этих совместных действий: власти некоторых стран добиваются соблюдения антикоррупционного законодательства ранее немыслимыми способами. Во многих богатых странах в середине 1990-х годов взятки еще разрешалось вычитать из налогов. К 2012 году Рабочая группа ОЭСР по борьбе со взяточничеством насчитала в странах-членах ОЭСР с 1997 года 709 правоохранительных дел, 286 текущих расследований и 300 случаев принятия санкций, включая тюремное заключение для 66 человек. Кроме того, некоторые правительства внедряют новые инструменты для выявления неправомерных действий, такие как программы защиты информаторов и выплаты денежного вознаграждения.
Но самым важным и самым эффективным союзником в борьбе с коррупцией является готовность людей сказать «нет» коррупции. Мы все связаны с компаниями, которые обеспечивают нас работой, равно как и с теми, что производят покупаемые нами вещи, поэтому на нас лежит определенная ответственность. Мы уже требуем от них обеспечения экологической чистоты, так давайте же потребуем и чистоты этической. Компании уже переходят на этически чистую деловую практику, осознавая, что правонарушения коррумпированного меньшинства могут создать бесчисленные проблемы для многих честных людей. Являясь их работниками и клиентами, мы можем способствовать этому переходу. Через наши правительства и кошельки мы можем помочь им быть честными.
Ведь только работая и покупая «этически», а также поддерживая национальные и международные антикоррупционные усилия, мы сможем добиться значительного прогресса в защите беднейших людей мира.
Давайте объединим усилия и скажем «нет» коррупции.